Июнь - горячее время в семьях подростков, которые заканчивают 9-е и 11-е классы. Потому что пробил час "Х" - пора выбирать свое будущее: профессию, специальность, учебное заведение.
Скорее всего, споры о том, куда идти учиться и кем быть, в семьях выпускников ведутся весь последний год. Минимум. Причем, вероятно, по одной из двух классических схем:
1. подросток ничего не хочет решать, а родители наседают;
2. подросток хочет того, против чего яро выступают родители.
К большому сожалению родителей, вынуждены сообщить: оба варианта заведомо провальные. Давлением на ребенка достичь успеха невозможно.
При выборе профессии для ребенка взрослые думают о том, чтобы он был успешен и востребован в будущем - и, будем честны, в первую очередь под этим подразумевают успех материальный, то есть хорошую заралату. И предлагают ребенку сферы, где сейчас, по их мнению, достойная оплата труда. Откидывая все, что в этот их список не входит.
"Ты хочешь пойти в художественное училище? Художник - это не профессия"
"Хочешь быть профессиональным танцором? Танцульками денег не заработаешь"
"Разработчик компьютерных игр? Боже, это вообще не профессия!"
"Мечтаешь стать блогером? Тебе лишь бы ничего не делать"
"Хочешь путешествовать? Ну-ну, может тебе еще и платить за это будут?"
Родители, скажите честно: знакомые фразы? В голове что-то подобное периодически проносится? Конечно, нам понятнее профессия бухгалтера, юриста или врача - это нечто фундаментальное и всегда востребованное. А блогер - это кто? Тот, кто фото полуголой попы в интернет выкладывает? "Фу-фу-фу, мой ребенок не такой" - стрелой проносится в голове.
Но мир меняется стремительно, и то, что работало 20 лет назад, уже не работает сегодня. В отношении профессий - тем более.
Вот какое мнение высказывает известный российский психолог и педагого Людмила Петрановская в лекции "Воспитание с видом на будущее":
"Раньше было как? Ты выбираешь профессию, ты овладеваешь ею, ты делаешь карьеру внутри профессии, и ты полученным образованием пользуешься всю жизнь, добавляя сюда опыт. Уже сейчас мы живем в реальности, где образование, полученное с 17-ти до 22-х, не является окончательным, не ложится в основу будущей профессиональной реализации, не на нем строится дальнейшая карьера. И это норма, не экзотика. Все, у кого сегодня дети примерно в 10-летнем возрасте, не понимают, кем будет работать их ребенок. Мы просто даже не знаем о профессиях, в которых будут заняты наши дети. Потому что в нашем опыте, мышлении нет такой клеточки"
Выбирать профессию за ребенка - бесполезно.
Давить на него с выбором - тоже, потому что такое давление точно аукнется в будущем: повзрослевшему ребенку всегда будет на кого спихнуть свои неудачи.
Да и думать о выборе профессии перед окончанием школы - поздно. По хорошему ребенок сам должен сформировать свое "хочу" в этом направлении за несколько лет до этого. Так что если вы родители подростков 14-16 лет, знайте - сейчас самое время начать задумываться, как помочь своему чаду с выбором, пока и у вас, и у ребенка есть время до этого самого часа "Х".
А сделать можно сдедующее: довериться ребенку, поддерживать его начинания и интересы и - самое главное! - научить концентрироваться на поставленной цели.
Помните основной принцип системы Монтессори? "Помоги мне сделать это самому" - вот как он звучит. Мало кто знает, что Мария Монтессори формировала принципы воспитания не только для маленьких детей, но и для подростков. Помогите своему ребенку-подростку узнать, какие специальности есть в учебных заведениях, читайте и обсуждайте статьи о профессиях будущего, посмотрите сайты вакансий, чтобы понять, кто реально требуется на рынке труда - но конечный выбор будущего оставьте ребенку.
"Никто не может выбрать будущую профессию кроме самого подростка - это главный тезис, который я доношу до родителей, когда рассказываю им о профориентации их детей. Единственное, что должны сделать родители - это научить ребенка концентрироваться на своей задаче и добиваться поставленной цели. Вот эта цепочка "поставил цель - добился" в результате приведет ребенка к успеху абсолютно в любом деле, чем бы он не решил заниматься: танцами, художествами или изучением продуктов нефтепереработки, - уверен Константин Плугин, основатель "Академии лидеров" для подростков. - А попытки предсказать, какая профессия "выстрелит" через пять-семь-десять лет - это бесполезное занятие. Мир слишком быстро меняется. Могли ли мы пять лет назад предсказать, что Инстаграмм превратится в гигантскую площадку для заработка? Или что появятся 3D-принтеры, с помощью которых можно производить одежду, оборудование и даже дома? Или что роботы будут "жить" практически в каждой семье? Нет, не могли. Что будет еще через пять лет? Я не знаю. И вы тоже не знаете. Но наши дети ближе к этому современному потоку, и поэтому лучше чувствуют его течение. Так доверьтесь им и их выбору".